Истинно-Православная Церковь

Истинно-Православная Церковь (ИПЦ), или по-другому Православная Российская Церковь, выбрала себе в предстоятели архиепископа Московского и в тоже время митрополита Всероссийского Рафаила. Вот такие, казалось бы, несочетаемые два титула - одновременно архиепископ и митрополит - объединяет в себе предстоятель новой церкви.

Происхождение ее названия катакомбники связывают со следующим событием. «Ставший осенью 1927 г. неформальным предводителем борцов за каноническую правду митрополит Петроградский Иосиф назвал церковное общество, отложившееся от бесчинной Московской Патриархии Истинно-Православной Церковью, откуда и берет начало наше название… Вследствие тотальных репрессий обрушившихся на православное духовенство в нашей стране в 30-е гг. и продолжившегося в 40-е гг. уничтожения духовенства, не подчинившегося Московской Патриархии, жизнь Истинно-Православная Церкви в 50-е гг. оказалась дезорганизована и многие ее общины лишились иерархического окормления… Однако, когда в нашей стране в начале 90-х годов установилась свобода совести, то для думающих православных встал вопрос их церковного самоопределения. У Московской Патриархии тогда появился шанс исправить свое неканоническое положение. Для этого следовало всего лишь пригласить все остатки исторической Православной Российской Церкви в нашей стране и за рубежом к работе по восстановлению ее канонического строя на основе определений Московского Священного Собора 1917-1918 годов. Но такой инициативы не последовало. Более того, в 2000 г. на своем Архиерейском Соборе РПЦ-МП демонстративно разорвало с ними, закрепив такое положение своим новым Уставом об управлении. Тогда то и те, кто сохранил преемство прежней Истинно-Православной Церкви, и те, кто влился в нее в 90-е гг. и позднее, убедившись в полной неканоничности РПЦ-МП, и составили организационно получивший в 2003 г. официальное признание Священный Синод Истинно-Православной Церкви, восстановив ее иерархию при братском содействии Украинской Автокефальной Православной Церкви, имеющей законное иерархическое преемство и находящейся ныне через свою митрополию в Америке в каноническом единстве с Матерью-Церковью Константинопольской. В 2004 г. Истинно-Православная Церковь провела две сессии Поместного Собора, который принял два принципиальных решения: 1) обратиться ко всем разрозненным частям исторической Православной Российской Церкви и, прежде всего, к РПЦ-МП, с призывом начать общую соборную работу по воссозданию на канонических началах Церкви Российской и 2) считать для себя обязательными определения Московского Священного Собора 1917-1918 гг., касающееся церковного управления, в связи с чем вести дальнейшее церковное строительство на их основе, дабы в любом случае, Господу содействующу, придти к тому, чтобы в нашей стране была каноничная Православная Российская Церковь – законная правопреемница исторической Церкви нашей страны».

Итак, разберемся в истинности сказанных слов. Церковь, теряющая силы к своему существованию (ИПЦ), поскольку ее членов становится все меньше и меньше, провозглашает себя главенствующей, протягивающей руку помощи, но отвергаемой за проповедуемые истины. А «истины» таковы: декомунизация общества, лечение от поражения, порчи, которую Сталинская система принесла Церкви. Вот такая политическая идея подменила смысл существования православной церкви. Хоть сейчас от Сталинской системы не осталось следа, в вину духовникам по-прежнему вменяется нарушение тайны исповеди и служба в госбезопасности. Клеймо, повешенное в коммунистическое время на некоторых священников, - стереть, по мнению ИПЦ, нельзя. Значит, нельзя и простить покаявшегося. Тот факт, что многие священники именно РПЦ страдали за Христа по вине советской власти, как-то упускается из вида. Никто из новомучеников не впадал в раскол, а действия иерархов, даже при установлении контакта с властями, не вели к нарушению догматов Церкви.

Отчаянная попытка ИПЦ показать свое благородное смирение в настоящее время – «мы идем навстречу РПЦ-МП» – на самом деле оказывается ложью, поскольку выдвигает заранее известные и неразрешимые противоречия. С какой стати Русской Православной Церкви, которая после тяжелых испытаний все же нашла своего законного первоиерарха, идти на соединении с теми, кто, наоборот, потерял благодать? Мы не отказываемся от истории и признаем ошибки тех, кто проявлял личную заинтересованность в церковном правлении, а также тех, кто находился в тисках полной политической изоляции и искажения информации. Несмотря на все это, митр. Сергий стал первоиерархом каноничным путем.

Что касается новосозданных катакомбных церквей, ведущих раскольническую политику, то следует отметить, что мы готовы и можем принять их обратно в Церковь, но лишь при одном условии – покаянии. За это и получаем в ответ обвинение в нежелании начать общую соборную работу по воссозданию на канонических началах Церкви Российской. А нужна ли Российская церковь православным, когда есть самая обычная, утвержденная веками Вселенская, Соборная, Апостольская Церковь? Представим лучше себя совести всякого человека пред Богом, отвергнув скрытные, постыдные дела, и не прибегая к хитрости, не искажая слова Божия, а открывая истину, как говорил ап. Павел.

Проанализируем Декларацию, подписанную митрополитом Рафаилом, в которой помимо обвинений РПЦ в ее коммунизации прямо звучат политически-религиозные лозунги:

- «Мы противостоим отступлению и тайне беззакония, которое действует, чтобы открылся человек греха, сын погибели, главный антихрист «2 Фес. 2».

- «Мы предупреждаем подготавливаемое порабощение человеческих душ, отнимающее самый высший дар Божий – свободную волю «печатью зверя»; которое технологически реализуемо, через имплантирование микрочипов в лоб и правую руку человека».

- «Мы отвергаем идею объединения народов и государств в духе антихристовом».

- «Мы, чада Истинно Православной Церкви, с любовью, открываем двери для не экуменического, а братского диалога со всеми, помня, что каждый человек, потенциально есть, по словам Св. апостола Павла «Храм Бога живаго» (2 Кор. 6:16)

- «Мы чада Истинно Православной Церкви, наследники дореволюционной и Тихоновской Церкви, глашатаи исполнения постановлений Всероссийского Собора 1917-1918 гг. возвышаем сегодня свой голос, чтобы свидетельствовать об истинном Православии в современном мире».

- «Мы открываем перед всеми наше Истинное Православие; чтобы в связи с вечными критериями и примерами Св. писания и Св. предания дать возможность всем сверять свои взгляды с позиций Истины, и исправления в свете Христового учения».

- «Мы чада Истинно Православной Церкви с оптимизмом смотрим в будущее, с огромным трудом, но возрождается правая вера в людях, которые еще недавно были далеки от нее, строятся новые Храмы; обители наполняются монашествующими; меньше становится «захожан» и больше прихожан.

- «Мы обращаемся ко всем людям доброй воли, для которых Православие дорого во всей его целостности и не поврежденности, не отвращаться от лица правды и присоединиться к нашему исповеданию».

С каких пор проповедь Евангелия стала заменяться лозунгами? Не с тех ли пор, когда отпала необходимость катакомбных церквей и русская православная церковь получила, наконец, свободу от жесткого коммунистического бремени? Все эти лозунги очень напоминают предвыборную компанию, и не больше. Но всемогущий Господь властвует над всякой властью, и не стоит забывать об этом, ибо православные люди имеют во главе церкви не правительство, а Иисуса Христа, поэтому не стоит пугать микрочипами и антихристами. Приближения последних времен никто не отвергает, и в нашей русской православной церкви сохранится храм, в котором даже во времена антихриста, будет преподаваться истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Отрекаться от Бога никто не собирается. Будет тяжелое время, когда каждый сделает свой выбор: идти или нет за Христом. Оно предсказано, и никакая новая церковь не отвратит это время, потому что Суд принадлежит единому Богу. Кто знает, может через несколько лет, снова возникнет необходимость ухода в катакомбы, но от этого не родится новой российской церкви. Она останется той же Соборной и Апостольской: Русской, Сербской, Греческой… Православной.

Рассмотрим основные действия ИПЦ, направленные на то, чтобы очернить православную церковь, и особенно Московскую патриархию.

1. Выступление против 8-го Вселенского Собора (хотя он планировался как всеправославный, а не Вселенский), в предложении созыва которого, конечно, обвиняется предстоятель РПЦ. В этом ракурсе ставятся на повестку дня обвинения, якобы нарушающие каноны церкви, и ищущие своего утверждения на новом Соборе: 1) «в некоторых монастырях и на приходах вводится богослужение на русском языке, что является началом уклонения от устоев Церкви»; 2) «на повестке дня – женатый епископат, а если быть более точным – упразднение монашества». В то же самое время ИПЦ провозглашает свои принципы единения Православных Церквей, согласно с которыми «Вертикаль власти, должна быть не приемлема сторонами, но для всех законом должны быть слова Христа: «Кто хочет быть первым – пусть будет всем слугой». Но не желает ли ИПЦ нарушить этим правило Вселенских Соборов о соблюдении иерархии? Что касается проведения богослужений на русском языке – это явления частные, редкие, как правило, не касающиеся всего богослужения (в отдельных церквях на русском языке читается псалтирь, Евангелие и Апостол). Сам факт молитвы на том или ином языке не может быть причиной раскола в церкви, потому что, во-первых, язык должен быть понятен людям (в каждой стране свой язык), во-вторых, пока русский человек способен понимать церковнославянский, до тех пор его никто не отменит. Сознание нашей церкви таково, чтобы сохранить церковнославянский язык, поскольку любой новый перевод влечет за собой некоторые неточности и не может лаконично и четко передать смысл церковнославянского, но в ситуации проведения богослужения, когда нет никакой возможности передать смысл произносимого, перевод на русский язык вполне возможен. Слава Богу, пока что во всех епархиях люди имеют возможность найти перевод непонятных слов и признают, что красота церковнославянского языка отвлекает от будничной суеты и возводит ум к горнему миру. Об упразднении монашества и женатом епископате, вообще, речи никогда не было. Если бы даже и нашелся какой монах, ушедший из монастыря и женившийся в миру, то он уже не монах. Так что никаких канонов Церкви никто не собирается нарушать и утверждать на новом Соборе.

2. Обвинение в рукоположении священников РПЦ намного раньше канонического срока. Такое непонимание правил Вселенского Собора объясняется тем, что люди не сопоставляли их, как между собой, так и с духом времени. В принципе, это естественно, но для нашего времени уже не оправдано. Взять, к примеру, православных священников, живших много столетий назад. Вселенские Соборы определили довольно строгие меры по отношению к некоторым согрешившим. С одной стороны, за тяжкий грех человека священники должны были налагать епитимию на несколько лет, с другой стороны – с изменением сознания людей в течение того или иного исторического периода – такая необходимость отпадала. Возник спор. Одни священники, поступая по духу любви, считали, что не нарушают правило Вселенского Собора, видя покаяние человека и не возлагая на него мер, которые бы тот не смог понести. Другие же сомневались. Именно поэтому на VI Вселенском Соборе было уточнено применение правил в пользу первых: «Принявшие от Бога власть решать и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившего к обращению, и так употреблять приличное недугу врачевание, дабы не соблюдая меры в том и другом, не утратить спасения недугующего» (102-е правило). То же относится и к каноническому сроку принятия в сан. Он определен, дабы избежать нестойкости в вере, неуверенности в силах некоторых священников и дать им время для укрепления веры. Однако, если человек, подобно любимому ученику Иисуса Христа, Иоанну Богослову, прилепится к Богу всем сердцем и душой, проявляя в молодых летах стойкость веры, ничего погрешительного в рукоположении человека раньше указанного срока нет.

3. Обвинение в экуменизме многих иерархов РПЦ. В частности, архиепископ (ныне митрополит) Иларион обвиняется как яркий сторонник экуменизма, поскольку встречается с представителями различных ересей и стремится к заключению между Церквами (католические, православные) стратегического альянса, пакта, союза для защиты традиционного христианства от воинствующего либерализма или атеизма, что расценивается как создание унии. Между тем, ИПЦ в вопросе о глобализации имеет положительное отношение к мирному объединению человечества, якобы в духе и истине Христа. Только почему это не называется экуменизмом? Что касается унии – ее никогда не было и не будет. Объединенными усилиями со стороны представителей разных религий, имеющих возможность влияния на большие массы населения, можно эффективно решать вопросы, связанные с социальными проблемами общества (наркомания, проституция, алкоголизм и пр.), но это объединение никак не связано с нахождением общих догматических принципов, изменением устоев Церкви. Обвинения почивших и здравствующих патриархов в совместной молитве с католиками, часто являются фальсифицированными или необоснованными. Если патриарх приезжает в католической храм ради поклонения находящейся там православной святыне и заранее высылает официальное письмо о том, чтобы во время молебна там не присутствовали в молитвенном общении католики, - это говорит о вере, а не уклонении от веры иерархов православной церкви. Что касается встреч, которые тут же называются экуменистическими, или нежелания уйти с богослужения лиц других конфессий – это не причина для устроения вражды или драк. Всем известно, что к нам на Пасху в храмы заходят католики, хотя мы этого не просим, но и выгонять их из толпы народа никто не будет. Конечно, к Таинствам их никто не допустит, но если что-то привлекло их именно в православный храм, значит, появились сомнения в своей вере? Каждый православный христианин исповедует свою веру, запечатленную в Символе веры, не собираясь отклоняться от нее в зависимости от того, где находится, и кто рядом с ним находится. С теми же, кто не разделяет этой веры, объединяться в молитве, конечно, не будет.

4. Обвинение некоторых священников в отступлении от правил, установленных Святыми Отцами. В частности, протоиерей Николай Балашов, осуждается за то, что предоставляет возможность женщинам находиться на богослужении и почитать святыни во время дней очищения, утверждая, что «канонами предписано в таких случаях только воздерживаться от причащения». Следует напомнить, что те же каноны Церкви предписывают причащать жен во дни очищения в случае тяжелой болезни, смертельной опасности, не лишая женский пол этого Таинства подобно тому, как и Господь исцелил кровоточивую во время ее болезни. Святитель Василий Великий еще более лаконично относился к этому вопросу, объясняя, что раньше правила предписывали сидеть женам дома в эти дни, поскольку не было подобающих средств гигиены. Если же жена блюдет себя в чистоте духовной и имеет особую нужду в принятии Таинств, даже не во время болезни, то нет в этом ничего предосудительного. И неужели святые отцы на многочисленных соборах не подняли бы эту проблему и не ввели запрет, если бы это противоречило Закону Божиему? Ни одного раза такой вопрос не был поднят, хотя из письменных источников видно, что он интересовал многих. Именно поэтому для смирения жен, в напоминание грехопадения человека и искупительной жертвы Христа, предписывается только в правилах церковных, а не в соборных правилах, женам во дни очищения не касаться напрестольных предметов – Креста и Евангелия, а также не причащаться, за исключением тяжелых обстоятельств и случаев.

5. Обвинение в послаблении постов для мирян, а также в предложении их сокращения. В частности Патриарх Сербской Православной Церкви отмечает: «Церковь могла бы согласиться на то, чтобы Рождественский пост длился две недели, а Петров – одну». Слова, взятые из контекста и произнесенные в условной форме, никогда не могут свидетельствовать об истине. Кроме того, что говорит, иерарх не означает то, что говорит Церковь. Послабления в посте болящим, детям, учащимся школьникам и студентам определяются условиями жизни, состоянием здоровья и веры, поэтому каждый решает этот вопрос индивидуально с духовником, дабы не было бремени, от которого бы человек надорвался, и не было бремени, которого бы человек не чувствовал.

6. Утверждение о том, что никодимовцами заняты все ключевые посты в Русской Православной Церкви (почивший митр. Никодим признается как яркий экуменист, пытавшийся допустить до причастия русских «старообрядцев» и римских католиков, а при смерти причастившийся из рук папы римского). От того, что труды Оригена, касающиеся перевода Библии, читали и поддерживали даже святые угодники, это не делало последних приверженцами ереси Оригена о происхождении душ. Так, и в настоящее время не может быть осудительным поминовение митр. Никодима за то хорошее, что дал ученикам, а за плохое – мы не в ответе. Ни старообрядцы, ни католики разрешения к Причастию не получили, потому что в Православной Церкви главенствует соборность голосов в смысле всеобщности бытия, цели и всей духовной жизни. Кроме того, нельзя говорить о том, что все ключевые посты РПЦ заняты только учениками митр. Никодима. Учитель у нас один – Христос. Начальствующего же в народе твоем, - сказано, - не злословь.

7. Канонизация новомучеников и исповедников российских признается фальшивой. Если фальшива канонизация, то почему прославленные угодники Божии творят чудеса именно в среде православных? Святых канонизируют не по политическим соображениям, чтоб отречься от ошибок, сделанных в коммунистическое время, а по святости их жизни, степени проявления чудес и помощи людям.

8. РПЦ признается отступнической церковью "мирового" православия. Если кафоличность Церкви признается грехом, то во что верит ИПЦ? Понятием «кафолическая» выражается онтологическое свойство Церкви, говорящее не о простом единстве верующих в вере, в молитве, в жизни, но об их органическом единстве в Теле Христовом. Только Православие может сообщить единство Телу Христову, поэтому все толки о мировом православии могут быть поняты нами только как об утверждении кафоличности, соборности, выражающей полноту благодати каждой православной Церкви. Полнота благодати исчезает лишь тогда, когда в ее основу полагается экуменичность или, по выражению преп. Максима Исповедника, юридически понятая идея «первенства», характерная, например, для позднего католичества. Ни о такой новой всемирной религии речи быть не может.

9. Обвинение некоторых преподавателей Московской Духовной Академии в протестанских и теософских учениях. В частности, высказывания А.И.Осипова о небесной церкви, в которой объединятся люди различных конфессий, и теософское учение об общности и равенстве религий. Действительно, А.И.Осипов, Н.Д.Успенский, Д.Карнилов, А.Зайцев и некоторые другие ученые имели ошибочное понимание некоторых вопросов, но не претендовали на новое учение, принимая критику в свой адрес. Так, представление проф. А.И.Осипова о преложении Святых Даров было опровергнуто арх. Рафаилом и сделаны соответствующие коррективы в лекционных материалах для студентов МДА. Многие другие обвинения составлены из фраз, взятых из контекста. Кстати, - это проверенная тактика при созывании Лжесоборов. Так что учения представленных авторов никак не претендуют на учение церкви, а учащиеся могут разобрать их и объективно проанализировать.

Итак, кто же стоит за вынесением всех представленных обвинений? Не члены ли Поместного Собора ИПЦ?

1. Рафаил (Прокопьев) + митр. Московский и всея Руси

2. Кириак (Темерциди) +митр. Пятигорский и Северо-Кавказский

3. Епифаний (Каминский ) + митрополит Минский и Светлогорский

4. Виталий (Кужеватов) + митр. Коломенский и Русский

5. Венедикт (Молчанов) + митр. Царицынский и Николаевский

6. Александр (Миронов) + архиеп. Татарстанский и Марийский

7. Сергий (Саркисов) + архиеп. Царскосельский

8. Иоанникий (Шендрик) + архиепископ Воронежский и Саратовский

9. Дамиан (Акимов) + архиеп. Херсонесский и Готский

10. Николай (Модебадзе) + еп. Потинский и Причерноморский

11. Антоний (Корбот) + архиеп. Санкт-Петербургский и Прибалтийский

12. Тихон (Киселев) + еп. Пензенский и Симбирский

13. Евгений (Старостин) + еп. Бронницкий

14. Игумен Александр + секретарь митрополита Минского Епифания

15. Игумен Максим + секретарь заседания Архиерейского Собора

16. Протоиерей Виктор Бойко + благочинный Церквей ИПЦ в Карачаево-Черкессии и в Ставропольском крае

17. Протоиерей Владимир (Протопопов) + администратор Канско-Красноярской епархии, и.о. Благочинного в Красноярском крае.

18. Иерей Георгий (Максимов) + настоятель Синодального храма Святого архангела Рафаила (Москва)

19. Архиепископ Ростислав (Мельников) + Волжский

20. Архиепископ Лука (Николаенко) + Одесский и Измаильский

21. Епископ Тедеон (Новиков) + Покровский

1 комментарий:

  1. Здравствуйте! А, что своего личного мнения быть не может? Только лично Ваше, одно, правое, безоговорочное? Посмотрите, что творят Ваши монашествующие. А экуменическое согласие с Вашей стороны также является нормой истинного православия? Являясь прихожанином и верующим РПЦ МП я сильно стал разочаровываться в той церкви, в том епископе (небезосновательно) куда я хожу и единение с которой я имею. Не спорю, Апостольская преемственность присутствует, но она есть и в ИПЦ, только вот чувствую в мою церквь РПЦ МП, благодать покидает.

    ОтветитьУдалить