Истинно-православные христиане-федоровцы

Истинно-православные христиане-федоровцы – одна из катакомбных церквей, возникшая в 1920-х годах в чернозёмных областях России в контексте движения «истинно-православных христиан». Организаторами данного движения были монахи Ново-Донского монастыря во главе со священником Вениамином. Идеологом и руководителем самой секты считается монах Фёдор Рыбалко [1], хотя в большинстве источников говорится лишь о юродивом крестьянине Федоре Рыбалкине из села Новый Лиман Богучарского уезда Воронежской губернии, имеющем жену Ульяну. В очерке о федоровцах Зоя Крахмальникова отмечает факт священнослужения Федора: «Священник куда-то скрылся, Рыбалкин стал служить вместо него». Однако это не является свидетельством законного служения, да и информацию тяжело определить как достоверную. Тем не менее, газета «Коммуна» (2) отмечает похожий факт: «из Нового Лимана начали поступать слухи, что в тамошней церкви объявился "святой", который творит какие-то "чудеса" и "пророчествует". Следствие по делу о "лиманском шарлатанстве" установило, что Рыбалкин - кулак из Нижнего Лимана, до 1912 года служил в царской армии, заразился сифилисом, был уволен в отставку, бродяжничал по монастырям, служил в колчаковском полку "Иисуса Христа", имел связь с колесниковским восстанием, скитался в лиманских лесах, сошел с ума и в таком виде явился в родное село." Однако Федора Рыбалкина можно назвать только сектантом, а не сумасшедшим или старцем.

Тем не менее, последователи Федора, в образе Ленина и Сталина видели антихриста, а в образе Федора Рыбалкина - Спасителя. Что же за личность представлял собой «юродивый» Федор?

Когда-то он ушел на германскую войну, а вернулся босой, в свитке из овчины. Некоторые люди из простого народа увидели в нем юродивого. Советская пресса утверждала, что Фёдор был сумасшедшим, но это еще больше утверждало федоровцев в правоте своих идей. Они гонимы, значит правы, идут по пути Христа. Когда в 1922 году Фёдор начал проповедывать, возвещая о пришествии Антихриста, снятия благодати с Церкви, за ним последовали многие, считая своего предводителя пророком. Всего в округе их было несколько тысяч человек. К 1923 г. вокруг Федора оформилась секта последователей. По примеру учителя федоровцы стали носить шерстяные балахоны, нашили на одежду разноцветные кресты, обвязывались связками лука, символизировавшего горечь земной жизни.

В 1922—1926 годах к Фёдору приходила масса паломников из Воронежской губернии и с Дона. Для них фёдоровцы устраивали массовые трапезы (в частности, с поеданием лука). В 1924 г. Федор был впервые задержан органами ВЧК. На допросе «отец Фёдор» представился сначала Святым Пантелеимоном, а затем пророком Илией, после чего новоявленного мессию отпустили под надзор родных. Вернувшись домой, Рыбалкин начал активно пророчествовать, объявив днём второго пришествия 1 января 1926 года. К назначенной дате, тысячи богомольцев двинулись в Новый Лиман. Вскоре, фёдоровщина охватила территории современных Богучарского, Россошанского, Подгоренского и Бобровского районов Воронежской области. Тут же власти сочли необходимым вмешаться. Предводителя арестовали и отправили в психиатрическую больницу в поселке Орловка. Дата его гибели неизвестна [3]. Все это федоровцы восприняли, как Конец Света, и никакой это не Федор, а явившийся вторично Христос. Суды обвиняли федоровцев в белогвардейском заговоре, антисоветской агитации, поджогах, несдачи хлеба государству, отказе покупать государственные облигации. Судя по речам защиты, половина из подсудимых были не фёдоровцами, а деревенскими хулиганами, пьяное баловство которых было пришито к делу настоящих фёдоровцев для обвинения их в терроризме. Тем не менее, в городе были организованы многочисленные митинги трудящихся с требованием расстрела сектантов. Фотографии тех лет засвидетельствовали лозунги: «Монархистов-федоровцев расстрелять». 16 человек были приговорены к расстрелу, остальные посажены.

Большинство «рядовых» последователей Фёдора были раскулачены и высланы в Сибирь вместе с другими крестьянами-единоличниками, отказывавшимися вступать в колхозы. Во время Великой отечественной войны многие были посажены и расстреляны за отказ брать в руки оружие. Действительно, многие из них ждали немцев, видя в них защитников веры. Все это вело к уменьшению числа последователей Федора, и казалось бы, движение прекратило свое существование. Основная масса федоровцев разгромлена, большая часть оставшихся влилась в число иосифлян...

Новая федоровское течение возникло вновь с выходом в 1950-ых гг. из лагерей двух проповедников — Алексея Арепьева и "прозорливого старца" Арсения Иващенко. Сначала они проповедовали тайно, выискивая «истинно-православных» христиан: Арепьев - в Ростовской области, а Иващенко — в Воронежской. Постепенно вокруг них возникли две самостоятельные тайные группы последователей с центрами (на хуторе Цун-Цун в Краснодарском крае и в деревне Козловка Воронежская области). В конце 50-х – начале 60-х гг. большинство фёдоровцев были осуждены по хрущёвскому указу «О борьбе с тунеядством», так как они отказывались вступать в колхозы, работать по православным праздниками, официально трудоустраиваться (работали по договорам). На ссылке они продолжали отказываться от официального трудоустройства, что вело к суду и отправке в лагерь. Отказ от работы, как правило, приводил к фактически бессрочному заключению в карцер — что привело к голодной гибели многих из них. Тем не менее, общины продолжали свое существование. Еще в ссылке и в лагерях две ветви фёдоровцев узнали о существовании друг друга и начали активно переписываться. Там же они встретились со многими другими «истинно-православными» группами.

В конце 60-х немногих уцелевших стали выпускать. Среди них был член первой федоровской секты, Арсений Емельянович Иващенко. Чтобы не быть на виду у властей, было принято решение коллективно переехать в глухую деревню. Так, в деревне Старая Тишанка Воронежской области до сих пор сохранилась община под названием "христова коммуна" (все важные работы делались сообща, коллективной была забота о стариках и больных). В этом же административном районе в центре Воронежской области проживали и проживают субботники (русские иудаисты), старообрядцы-беспоповцы, молокане, последователи течения "Новый Израиль", представители различных протестантских направлений. К середине 70-х община Федоровцев насчитывала сто двадцать человек. В настоящее время их осталось около сорока.

Федоровцы не смотрят телевизор, не пьют и не копят деньги, запрещают детям ходить в школу. Они считают, что, раз перевелись на Руси настоящие священники, значит, нет благословения на крещение и венчание, молодежи нежелательно жениться и рожать детей. Фёдоровцы до сих пор не принимают от государства даже пенсии, пособия по реабилитации. В остальном они - обычные беспоповцы, которые не признают официальную церковь. В основе их учения лежит представление о том, что Фёдор Рыбалкин был вторым пришествием Христа. Этому значительно поспособствовал труд А.Е.Иващенко «Истории наших дней», в которой автор постарался переложить Евангелие на жизнеописание юродивого Федора. В результате его произведение читают наравне с Евангелием. Вместо же лука, теперь все чаще выращивают клубнику, которая попросту хорошо растет на грядках, обогащенных хвоей, и годна для продажи. На это их благословил некий старец Арсений, поскольку работу по найму федоровцы не признают.

Литургия как таковая в общине отсутствует, но по воскресеньям фёдоровцы собираются на «собор», на котором читают Псалтирь, Евангелие, а после смерти Арсения Иващенко (в 1984 году) ещё и его сочинения. Кроме того, фёдоровцы поют православные тропари и ирмоса, а также народные духовные стихи. Вот что сообщает о таких собраниях Портал-Credo.Ru: «Большая комната заполняется федоровцами — их человек сорок. Стоя исполняют тропари (певчие стихи, посвященные празднику или святому. — Newsweek) и "Отче наш", а потом рассаживаются на лавках: мужчины впереди, женщины сзади. Зачитав отрывок из Евангелия, староста спрашивает: что будем петь? Они ноют то одну духовную песню, то другую, но для человека непросвещенного все сливается в тоскливое многоголосие. Общая тема: "Запустенье, запустенье, все покроется кустом, все тропинки, все селенья зарастут тогда терном". Потом решают бытовые вопросы: у кого на этой неделе сажать картошку, будем ли покупать кабана, одинокая бабка стала совсем плохая — надо ее переселять к кому-то в семью. Вспоминают, что была чья-то годовщина — встают и поют "вечную память". Через два часа расходятся довольные». Вот такой молитвенный настрой, надежды на будущее - никакой, разве только – на вечную жизнь, которой они считают себя достойными. Мир для них - духовно мертвый, поэтому в воскресенье не нужда­ется. «У нас, - комментирует А.Е.Перепеченых, - истинноправославных христиан, при встрече с братом или сестрой говорят, приветствуя с радостью: «Христос Воскрес». На что отвечают: «Воистину Воскресли». Это потому, что мы приняли Христа, Пришедшего Вто­рично в образе Федора, поэтому и воскресли…».

Пропаганда «святых сектантов» льется и с сайта Якова Кротова. В его библиотеке можно прочесть такое: "Господи, восстань в лице юродивых, последователей святого Федора Рыбалкина, святых иоаннитов, святых соловецких сектантов! Восстань и скажи, что Ты не с церковниками, а со святыми".

Остановимся несколько подробнее на новосоставленном описании жизни Федора. Мы почерпали его из сочинения внучки одного федоровцева - А.Е.Перепеченых. Он, в свою очередь, передал сведения из книги «Истории наших дней» А.Е.Иващенко: «Ульяна видела, что сейчас ее муж не тот, каким был ранее Федор. Он начал творить всевозможные чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, глухонемые говорили, бесов изгонял открыто, воскрешал мертвых словом. Воскрешал?! То есть делал то, что делал Христос в первом Пришествии. Эти невероятные вести распространились быстро по округе. Священное Писание говорит, что Христос пришел так, как пришел пророк Илья к вдове в Сарепт…это не Ульянин муж, которого убили в 1914 году на войне, а Христос. Это видели многие, так как он менял свой лик. Замещал Христос в образе Федора и священников. Когда прихожане приходили на исповедь, то он называл их по имени и перечислял грехи вперед кающегося. Священники-тихоновцы, видевшие его дела и чудеса, последовали за Федором. Это священники: Чуев – Митрофановского монастыря Воронежа, Запоганенко Вениамин – Придонского монастыря, Ткаченко, воронежский епископ Владимир… Затем пошли паломники со всех сторон и концов Советского Союза, даже из-за рубежа. Варил кашу, паломники ели, а каша в котелке не отбавлялась. Один раз открыл небо перед всем народом, и грешный мир своим оком увидел за гробом славу Предвечного Творца – Повелителя. Все плакали, рыдали, как малые дети, от радости неизреченной. Один кричит: «Я вижу ангелов бесплотных, такое множество идет?!» Другой восклицает: «А я Матерь Пресвятую вижу». Все с наслаждением слушали ангельское и архангельское пение. А один по фамилии Чмук сказал, что видит все как в тумане. Федор ответил: «Верить нужно, тогда будешь видеть ясно»».

Для примера хочется привести еще одну версию федоровцев, но уже не Евангелия, а Библии, и не в деревне Старая Тишанка, а на правобережье Дона (4): «Дьявол тайком проник на небо и принялся искушать ангелов имеющимися у него богатствами. Особенно, тех заинтересовали женщины. Тогда Дьявол провёл одну из них на небо. Увидев женщину, ангелы распалились, налились тяжёлой кровью и провалились, сквозь хрустальный потолок, на землю».

Как хочется давно постановить над всеми этими историями точку, но от чего от распавшейся секты то там, то здесь снова возникают толки? От великой убежденности или фанатизма? От глубокой ненависти к Ленину и Сталину или от безразличия к мирской жизни людей? Но так ли безразличны федоровцы к миру?

Попробуем найти противоречия в учении федоровцев.

Фёдоровцы считают, что в 1917 г. в мир явился Антихрист, но царствие его продолжалось лишь до 1922, когда произошло второе пришествие Иисуса Христа и началось тысячелетнее царство Божие. При этом Сталина они также называют Антихристом. Но если Антихрист не один, то разве это соответсвует Св.Писанию? И где обещанный конец света? Он не наступил в 1926 г., как говорил Рыбалкин, не наступил и сейчас. Может быть, все люди уже пребывают в невесомости, а секта федоровцев – в раю? Если же конец света наступил, то почему на небе сияет одно солнце, а не два? Почему не было Страшного Суда? Тем не менее, сектанты считают, что Христос в образе Федора приходил для того, чтобы совершить обещанный суд. Он его совершил, а все, кто не поверил в Рыбалкина, уже осуждены. Остальные проходят испытание властью антихриста. Так, где же рай? Он находится в аду мирской суеты?

По учению Федоровцев Христос воскрес, но не вознёсся после этого на небо, а остался на земле среди своих последователей. Значит, Евангелие говорит неправду о Вознесении? Но тогда зачем федоровцы читают Евангелие на своих собраниях? Или из последних глав выдернуты страницы, или они читают только свое, федоровское евангелие? Но тогда они нарушают постановления Вселенских Соборов. Где же истина?

В отличие от РПЦ и ИПЦ, "федоровцы" закрыты для посторонних. В христовой коммуне нет телефона, но вы можете прийти туда без приглашения, а у некоторых членов секты встретить сотовые.

Фёдоровцы считают себя богоизбранным народом, который может не страшиться смерти. Но если уже наступил конец света, значит, тела воскресли и смерти нет. Почему же они умирают, как все люди? Почему говорят: «Вот еще года два – и конец». Но эти два года тянутся десятки лет…

Взять ту же историю про Федора Рыбалкина. Если он – Христос, почему он повторяет ход евангельский событий, вплоть до страданий, если сказано в Священном Писании, что Второе пришествие будет совсем иным. Бог явится в славе. Не будет второго распятия, изгнания, тем паче ссылок и изданий в советской печати, не будет и нового Евангелие, на которое уже претендуют федоровцы. Как же бог в виде Федора сказал, да не сделал? Никто не напечатал о его страданиях и вознесении в советской печати. Так может это шуточный бог, привидение?

Обратимся за подтверждением безрассудных фактов и надуманных истрий к рассказу А.Е.Перепеченых: «Советская власть сказала людям, что Его якобы отправили в сумасшедший дом. Было же все не так. Проповедь Федора шла 1277 дней и ночей, три с половиной года. В 1926 году Он закончил свое всемирное свидетельство и сказал власти стоящей, которая от Него не отходила все время: «Я на земле все кончил, теперь кончай ты». Затем Его взяли и повели в город Богучар, за Ним последовало множество народа, сопровождавшие горько плакали. А Федор им сказал: «Братья и сестры, не плачьте обо Мне, а плачьте о себе и детях ваших». В Богучаре была приготовлена баня, раскаленная в несколько крат больше обычного. Врачебная комиссия, профессора совместно с верховной властью – князем мира сего, сняли с Него одежду донага, распарили Его Божественные ножки, тщательно проверили, думали Он их наспиртовал, и сразу вывели на лед. День был – лютый мороз! Едва скот выдерживал, мороз, как огонь, свирепый, но не повредил он тем ногам. И они прекрасно поняли, с кем имели дело. Что гвозди забить в Его ноги, в которые раньше забивали, что выставить на мороз, все едино. Плеть обуха не перешибет. Вот здесь закончилось второе распятие... А Он пошел как прежде, как летом по траве, и только было видно, как пар шел от Его Божественных Ног. Премудростью сотворил еси. После чего Федора отправили в Воронеж, а потом в Москву, где сразу посадили в центральную тюрьму, поставили усиленную стражу и печать. А сами ушли совещаться, что делать с Ним. Пока они рассуждали, какие меры принять, Он оставил стражу, замки, печать на своих местах и появился у них в кабинете. Когда они увидели Его воочию перед собою стоящим, все попадали... Федор их поднял, привел в порядок и сказал: «Вы не знаете, что со Мною делать, а Я вам скажу – немедленно отправьте Меня на Соловецкий остров». Ничтоже сумняшеся, не противореча, главенствующая спецкомиссия садится на корабль, а Федор им говорит: «Я положу на воду свою свиту, лягу на нее и поплыву вслед за вами, а вы наблюдайте за Мною». Плыли 12 суток. На 13-й день достигли гавани, корабль встал. Поднялся и Федор, встал на воде, как на суше, вздохнул глубоко и сказал: «Ах, как долго я спал?!» Ему ответили, что 12 суток. «Теперь достаточно вам моего свидетельства?» – сказал Он. Спецкомиссия опять попадала... Федор снова их поднял, ободрил и продолжил: «Сейчас же, немедленно, вернитесь назад в Москву и, что видели и что слышали, напишите в советской печати, а также оповестите на весь мир». После чего стал невидим…»

Итак, предсказание не сбылось. Бог-Федор оказался не Христом, а шарлатаном. Весь мир о нем ничего не узнал. Тем не менее, разрозненные группки федоровцев еще существуют в Воронежской, Ростовской областях, Краснодарском крае, а также в Майкопе. Где-то на правобережье Дона, как отмечает, Аполлинарий Аполлонов проживает тайное поселение «истинных фёдоровцев». 10 июня 2002 г. в шести километрах от Дона, между селами Верхний Лиман и Монастырщина Богучарского района, в степи, на высоком кургане, носящем название Каменная Гора, на которой проповедовал Федор Рыбалкин, был установлен пятиметровый деревянный крест. На постаменте значится надпись, согласно которой памятник воздвигнут в ознаменование Второго пришествия Христа, его проповедей о приходе антихриста на землю и о конце мира сего.

История Федора не закончилась и не закончится, пока в сознании людей, пусть даже из очень малочисленных групп, будет господствовать идея о том, что наш мир духовно мертвый, поэтому в воскресении не нужда­ется. Это положение противоречит самому смыслу боговоплощения, пришествия Иисуса Христа в мир, искупления нас Своей кровью. Каждый из нас не мог бы жить без этой жертвы, давно погибнув в грехах. Тем паче, Сам Христос заповедовал нам творить в Его воспоминание Тайную Вечерю, т.е. Причастие, которого физически не может быть в катакомбной церкви, а вернее секте, федоровцев.

Имея бесценный дар – жизнь, мы должны пользоваться им во благо и во спасение в любом месте земли, как это делали святые угодники, одинаково молясь Богу и в капище, разрушая молитвой идолов, и в храме. Имея веру в Вознесение Христа на небо, мы имеем Утешителя – Духа Святого, без участия Которого не совершается ни одно таинство в Православной Церкви. И только через апостольское рукоположение может быть сохранено преемство, может существовать Церковь.

Тихон Задонский: Благость Божия в том, что мы еще не погибли, что мы еще живем на свете и можем спастись Его благодатью, так как она к покаянию нас ведет. По этой благости Своей Он так заботливо зовет нас на покаяние, чтобы излить на нас эту благость и сделать нас участниками вечного блаженства: "возвратись, отступница, дочь Израилева, говорит Господь. Я не изолью на вас гнева Моего; ибо Я милостив, говорит Господь, не вечно буду негодовать" (Иер. 3, 12).

Литература:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%86%D1%8B http://www.solovki.ca/religions/fedorovtsi_solovki.php


Сноски

[1] А. Крюковских. Словарь исторических терминов, 1998 г.
[2] Воронежская губерния, Газета "Коммуна", 1929.
[3] "Решением Особого Совещания при Коллегии ОГПУ от 5 ноября 1926 г., рассмотревшего дело по обвинению Ф. Рыбалкина и других, в числе 24 человек, по 69 УК РСФСР (призыв к свержению Советской власти насильственным путем) и 119 УК РСФСР (использование религиозных предрассудков масс с целью свержения рабоче-крестьянского пра­вительства) 7 человек были осуждены к заключению в концлагерь сроком на 3 года, 16 человек к лишению свободы сроком на 7 месяцев, Ф. Рыбалкин к принудительному лечению в психлечебнице. Все они реабилитированы Воронежским областным судом 19 марта 1990 г. О дальнейшей судьбе Ф. Рыбалкина сведений нет. Однако в материалах некоторых более поздних дел против федоровцев имеются ссылки на то, что Федор "был осужден на 10 лет заключения в Соловецкий концлагерь". (Рыбалкин С.Н. Возникновение религиозно-антикоммунистического федоровского движения в Воронежской губернии. Российский Новый Университет, Воронежский филиал, г. Воронеж, Россия. Тези 59 Міжнародної конференції молодих вчених “Каразінські читання “ 14 квітня 2005 р.)
[4] Аполлинарий Аполлонов

Комментариев нет:

Отправить комментарий