Российская Православная Автономная Церковь

Любой раскол в Церкви – следствие болезни общества. Когда в обществе господствует дух бунтарства, который особо ярко наблюдался в годы революции, его тут же подхватывают все те, кому хочется побыть у власти, проявить себя с лучшей стороны, отвергнув все хорошее старое, а порой оклеветав своего противника. Попадаются в руки бесовские и люди безвольные, которым нет дела до раскола, но, оказавшись в трудной ситуации, они поддерживают его. Кто-то невинно считает правыми раскольников, потому что реально видит положение дел, полных греха. Однако, когда в семье кто-то болеет, его не выкидывают на улицу, говоря: «Иди, найди себе другой дом, а нас не заражай!», - но достают лекарство и заботятся о болящем. Не найдут себе оправданья те «безвинные», которые считают, что церковь может стать безблагодатной, если ее служители будут вести себя неподобающим образом. На этот вопрос уже давно ответили святые угодники Божии. Церковь православная хранит веру в неизменном виде благодаря тому, что изменить Священное Писание не вправе никто, отлучить весь верующий народ от веры не может никто, уничтожить совесть человека не удастся никому. Даже, если у Престола Божия окажется нечестивый служитель (но не еретик, иначе будет отлучен), то Таинство за него совершит Ангел невидимым образом, хотя и через руки этого человека, поскольку Господь наш Иисус Христос принимает покаяние кающегося, пока тот способен к нему. Если же нечестие возрастет до безумия, и покаяния в смертном грехе (убийство, пьянство, прелюбодейство) он уже совершить не сможет, то будет отлучен. Как солнечный луч проходит через стекло, не переставая быть лучом, так и веру невозможно изменить, через какое бы стекло оно не проходило. Хотя, конечно, чем благочестивей пастырь, чем чище его стекло, тем лучше виден свет людям. Однако от того, что потемнеет стекло, луч не превратится в тьму, но отскочив от головешки, пройдет сквозь другое стекло.

Бросает ли Бог Свой избранный народ? Нет. Даже головешка нагревается от солнечного тепла. Как солнцу нельзя погаснуть, так Божией любви нельзя перестать. Бог ждет покаяния каждого и может помочь в любую минуту, если услышит покаянное «прости».

Раскольники, как правило, не принимают возможность исправления человека, ища причину создать новую Церковь, истинно православную. Такой является одна из катакомбных Церквей - Российская Православная Автономная Церковь. «После октябрьского переворота 1917 года и Гражданской войны в России» - заявляет она, - « единая Греко-Российская Церковь оказалась разделена административно - сначала линией фронта, а затем границами СССР - на две части: Церковь, в отечестве сущую (позже, по мере усиления гонений на Православие, она перешла на нелегальное положение и стала Катакомбной) и Церковь зарубежную (Русскую Православную Церковь Заграницей – РПЦЗ)… Обе части Российской Церкви отказывались от любых форм сотрудничества с безбожной советской властью, ставившей своей целью полное уничтожение религии в стране». И зачем вспоминать о Православной Церкви, когда раньше, оказывается, была только Греко-Российская? Зачем собирать крупицы мудрости, чтобы не оставить свой народ совсем без веры? Русскую Православную Церковь объявили безбожной, как и власть, которой она подчинялась, но вправе ли они судить тех, благодаря которым Церковь осталась жива даже в советские годы. Да, верующих преследовали, за ними следили, не давали продвижения на службе, выгоняли с работы, но народ делал свой выбор сам. В то время как священники читали проповедь, опираясь на постановления Правительства, те же священники вели невидимую, духовную борьбу, стоя за веру, работая над душой, которая не должна была подчиняться греху, но поступать как сказал Сам Христос: «Божие – Богу, а кесарево – Кесарю».

Между тем, раскольники уже успели объявить таковыми представителей Русской Православной Церкви, указав на то, что ею правит Сталин: «Сталин с политическими целями объединил остатки обновленческой и сергианской раскольнических групп в новую официальную церковь СССР, которой было присвоено название "Русская православная церковь" (РПЦ)». Более логичной развязки представить нельзя – все хорошо вписывается в контекст деятельности людей, желающих разрушить единство Церкви, но не понимающих смысла своего существования. «Для руководства этой структурой был создан особый Совет по делам РПЦ, в который вошли кадровые офицеры НКВД. Формально РПЦ возглавил глава сергианского раскола (чье имя и носит этот раскол) - митрополит Сергий (Страгородский), ставший через пять дней после своей "исторической встречи" со Сталиным "патриархом Московским и всея Руси".

Были ли на самом деле в Совете по делам РПЦ кадровые офицеры? Да, были. Именно благодаря им Советское Правительство делало все, чтобы свести на «нет» деятельность многих храмов. Только священниками они не были, за исключением тех, кто предал свою веру (а не изменил догматы православной веры), нарушил свой обет, но продолжал совершать Таинства за доблестные заслуги перед Правительством. Но не все же были такие! Среди учеников Христа тоже был Иуда, но разве Господь выгнал его, разве отторг от Себя, разве лишил Своей любви за все года общения с ним? Нет, Бог всегда делает все для спасения человека, не лишая его возможности спастись. Христос с самого начала знал, как поступит с Ним Иуда, но не отверг его желания стать Своим учеником. После отпадения Иуды вера в Христа не уменьшилась, потому что она была и есть Истинная Православная Вера.

«Непрекращающееся гонение на Катакомбную Церковь в СССР привело к тому, что к началу 90-х годов XX века Катакомбная Церковь Российская уже не имела собственной иерархии». Так если Бог не благоволил к этой Церкви, не оставил иерархов, которые могут поставлять священников, разве это уже не говорит о том, что нарушена связь с Богом? Ведь сказано, что до скончания века будет стоять Церковь, и преемство будет осуществляться через иерархов также до конца веков. Но зачем это знать Российской Православной Церкви? Они искали себе защиту в РПЦЗ, пока не стал ее возглавлять архиеп. Лазарь: «Неумелая политика РПЦЗ в России привела к рукоположению в 1982 году зарубежными иерархами архиепископа Лазаря (Журбенко), пользовавшегося недоверием большинства катакомбников». Только после «перестройки» катакомбные церкви почувствовали свободу. В марте 1994 года Архиепископ Лазарь и Епископ Валентин перешли на автономное самоуправление и рукоположили трех новых епископов, создав Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. Первым крупным приходом, перешедшим в юрисдикцию Синода РПЦЗ и непосредственно подчиненным Митрополиту Виталию, стал приход Цареконстантиновского храма в Суздале. «Своих» архимандритов рукополагали за рубежом.

Однако вскоре произошло разделение между Российской и Зарубежной Церковью, поскольку способы самоуправления российских приходов все более приобретали черты раскола. В 1995 г. Синод РПЦЗ запретил в служение всех 5 епископов, что укрепило раскол. Российская Церковь обвинила во всем Зарубежный Синод, который взял «курс на сближение с МП», чему как бы противилась их церковь. Таким образом, признав себя невинно гонимой за стремление к правде, Российская Церковь провозгласила единственно верной власть, принадлежащую лишь Всероссийскому Поместному Собору, что значит «не вмешивайтесь в наши дела». Решения Синода РПЦЗ и МП о лишении сана еп. Валентина были признаны неканоническими. Подобные "запрещения" и "извержения из сана" – Российская Церковь называла, как обычно, "беспрецедентным беззаконием".

Совершенно потеряв защиту со стороны РПЦЗ в октябре 1998 года РПСЦ ("Российская Православная Свободная Церковь") была перерегистрирована под названием "Российская Православная Автономная Церковь" (РПАЦ). Так что теперь вопрос о том, кто раскольник, стал все более очевиден. РПАЦ стала раскалываться сама в себе, дробясь на мелкие группы. Так, в 2001 году откололась группа по главе с протоиереем Андреем Осетровым, который стал одним из идеологов преследования митрополита Валентина. В 2004 году епископ Григорий (Абу-Ассаль) не подчиняется требованиям Синода и создает РПАЦ в Америке. С 2005 по 2008 гг. формируется новая юрисдикция - Архиерейское совещание РПАЦ.

Независимость и неподчиненность, упрямое доказательство своей правоты, гордыня и безумное стремление к власти – вот черты раскола. Приведем в пример, действие представителей РПАЦ в Санкт-Петербурге. В церковь РПАЦ Св. Елисаветы на Светлановском проспекте были принесены мощи свт. Николая Чудотворца и вмч.Пантелеимона, затем св. Иоанна Предтечи, хотя оказалось, что это - подделка. Частица мощей может быть передана приходу только с благословения патриарха, чего, конечно, не было. Людей призывали поклониться мощам явно сектанским способом: поставить напоказ то, что может привлечь внимание людей, дать обширную рекламу, вывесить щиты с призывом "поклониться мощам". Мало того, настоятель храма Григорий Лурье, рукоположенный в РПАЦ в 2005 г. был запрещен в служении за пропаганду антицерковных учений, но это не мешало ему служить. О.Григорий вел активную деятельность и с молодежью. Подростков, склонных к самоубийству, он собирал со всей страны, создал Центр по предотвращению суицидов, но из 24 ребят, привлеченных к общению на специально созданном портале, в живых осталось только шесть, а человек, помогавший создать его – погиб от отравления психотропными веществами.

Еще один раскольник - хабаровский иеромонах Никанор (Лепешев). Известный миссионер, отправленный за проповедь против патриарха Кирилла в таежное село на БАМе. Еще одна хорошая легенда – показать свою невинность одним выражением – сослали за смелость проповеди, т.е. за правду, т.е. за Христа. Но, если посмотреть в суть проблемы, то видно откуда изрыгается хула – «главными болезнями современного официального православия, в моём понимании, являются сергианство и экуменизм. Как следствие – РПЦ стала чем-то вроде светской организации». Признав в РПЦ светскую организацию, иеромонах отказался от Христа, как бы себя не оправдывал. Тем паче, Русская Православная Церковь не поддерживает экуменизм. Если же, о.Никанор и видел кого-то из православных в совместном служении с представителями других конфессий, то это касается не мнения Церкви, а личного участия того или иного лица.

Никак не заботясь о единстве Церкви, иеромонах Никанор заявил: «Мне совесть не позволяет более в качестве Патриарха поминать человека, которого я считаю еретиком», - после чего и был запрещен в священнослужении. Так кто от кого отказался? Если человек говорит, что не видит истины в православии, а в патриархе видит лишь еретика, есть ли в нем вера? Нет, уши не слышат: «если не раскаюсь, то буду лишен сана, а потом и предан анафеме. Но реально для меня это будет иметь значения не больше, чем анафемы папы Римского или архиепископа Кентерберийского». Прав я и больше никто. Еще у катакомбного священника появилось новое сравнение православной веры с верой католиков, которые отождествляют Римскую церковь и вселенское христианство, соответственно «православие» у нас – синоним с «Московской Патриархией», но хотя бы одного синонимичного понятия не приводится.

Чем же отличается служба в РПАЦ и РПЦ? По мнению Лепешева лишь в том, что «вместо патриарха Кирилла во время службы поминается "православное епископство гонимой Церкви Российской", возносится молитва не о "богохранимой державе Российской", а о "страждущей стране Российской"... А так внешне служба ничем не отличается». Однако это не верно. Различия кроются в корне. О таких церквях говорил пророк Исаия: «Они – дым для обоняния Моего, огонь, горящий всякий день» (Ис. 65, 5), «ты повержен вне гробницы своей, как презренная ветвь, как одежда убитых, сраженных мечом, которых опускают в каменные рвы, - ты, как попираемый труп, не соединишься с ними в могиле; ибо ты разорил землю твою, убил народ твой: вовеки не помянется племя злодеев» (Ис. 14, 19-20). Тот, кто говорил: «считаю для себя совершенно невозможным причащаться из одной чаши с патриархом Кириллом и подобными ему иерархами официального православия», на самом деле не причащается в РПАЦ Тела и Крови Христовой, ибо не прелагаются в таких церквях Дары.

Еще в 1929 года Синод принял решение об отношении православных к священнодействиям, совершенным раскольничьим клиром. Все Таинства, совершенные в обновленчестве, григорианстве и иосифлянстве (кроме Крещения) признаны недействительными. Обращающиеся из раскола “если последние крещены в расколе, принимать через Таинство Миропомазания; браки, заключенные в расколе, также навершать церковным благословением и чтением заключительной в чине венчания молитвы: “Отец, Сын и Святый Дух”. Умерших в обновленчестве и в указанных расколах не следует хотя бы и по усиленной просьбе родственников отпевать, как и не следует совершать по них и заупокойную литургию. Разрешать только проводы на кладбище с пением “Святый Боже””. Это постановление №1864 действует и до ныне.

Что же делать тем, кто вошел в эту церковь, именующую себя Российской? Покаяться и вернуться: «Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь; уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! Тесно мне; спаси меня. Что скажу я? Он сказал мне, Он и сделал. Тихо буду проводить все годы жизни моей, помня горесть души моей» (Ис.38, 14-15). Вот такое не мятежное состояние духа, а сокрушенное может спасти человека.


P.S. Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О лишении сана запрещенных в священнослужении архимандритов Валентина (Русанцова), Адриана (Старины) и Игумена Иоасафа (Шибаева)» 1) архимандрит Валентин (Русанцов) был извержен из сана. Русская Православная Церковь Заграницей, приняв Русанцова за «гонимого», приняла было его в свое лоно, но скоро разобравшись в его сущности, признала, что «хиротония во епископа архимандрита Валентина (Русанцова) в Суздале была ошибкой».

В настоящее время Русанцов не является митрополитом, епископом или архимандритом не одной из законно действующих Православных Церквей, а созданная им так называемая «Российская Православная Автономная Церковь» не признана Русской Православной Церковью и не состоит с ней в каноническом общении.
Поддержка и молитвенное общение с лже-митрополитом и его клиром (в Оренбургской области это иеромонах Виссарион (Варюхин)) не должны осуществляться православными верующими и могут быть поводом к отлучению от церкви для мирян и извержению из священного сана для священнослужителей РПЦ (11 правило Святых Апостол гласит: «Если кто, принадлежа клиру, с изверженным от клира молиться будет, да будет извержен и сам»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий