Путь к жизни

Пути человека бывают различны. Одни ведут к спасению, а другие – к гибели. Поэтому еще при жизни человек, пребывающий в добродетели, признается живым, а пребывающий в смертных грехах - умершим душой. Чтобы не оказаться нам на краю обрыва, которым заканчивается всякий неверный путь, необходимо руководствоваться в жизни святоотеческими учениями.
Богодарованная, Богооткрытая людям Святая Истина содержится в Священном и Святом Писании, в творениях святых отцов, а поэтому необходимо чаще прибегать именно к этому неоценимому сокровищу, ибо «совет святых – разум» (Притч. 9, 10). Разум не суетный, а богодухновенный, который и должен руководить нашими поступками.
Мудрый человек, если говорит слово Божие, то люди тотчас внемлют ему. Тщеславный же советник, скорее, смущает человека, чем приносит ему пользу. Ему трудно понять и оценить проблемы советующегося, он не имеет духовной опытности. Еще св. Исаак говорил: «Ничего нет каждому полезнее, как совет свой». Ведь совет не имеющего «духовного помазания» от Господа, хотя бы и состоял из благих и разумных слов, может принести душе только мучение и расстройство. Тогда душа будет чувствовать его несообразность, чуждость. «Суть, - говорит Писание, - иже глаголюще уязвляют, аки мечи: языцы же премудрых исцеляют» (Притч. 11, 18). Обращение к премудрым, т.е. людям смиренным и разумным, всегда благословенно, потому что имеет добрый плод – познание Истины, чуждой всякого лукавства.
Путь спасения нелегок, поэтому Господь и подкрепляет нас на каждом шагу, сделанном во имя Господне, т.е. с молитвой на устах и с Богом в сердце. О том, какие трудности ожидают человека на пути к Царствию Небесному, и о том, как мы должны помогать друг другу следовать Закону Божию, очень хорошо сказал пророк Исаия в 40-й главе. Разберем более подробно каждый стих этой главы.
«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои».
Народом Божиим можно назвать всех православных христиан, которые нуждаются в утешении от Господа. Мы часто находимся в обстоятельствах, когда нам тяжело справляться с трудностями, когда за добрые дела, которые творим, нас поносят и говорят: «Надо жить в свое удовольствие, а не для других. Зачем тебе вера? Зачем ограничивать себя в чем-то?» Но на каждый такой укор ответствует сам Господь, являясь Защитником во всякой скорби и Утешителем во всякой печали. Он напоминает нам о вечной истине, пробуждая совесть. Указывает на боль, нуждающуюся во врачевании; на благодарных людей, спасенных от погибели...
Сострадание и радость – вот истинные посланники любви. Говорить к сердцу – обращаться к лучшим началам в человеке, к его искренним, а не ложным чувствам любви. Недаром самой важной заповедью Господь назвал заповедь о любви, прежде всего к Богу, затем и к человеку. Тот, кто искренне любит ближнего своего, тот готов защищать его во всем. Насколько же сильнее мы должны защищать свою веру, если любим создавшего нас Творца? Конечно, мы немощны, конечно, мы слабы, но то особенно ценно пред Богом, когда мы способны к жертве ради Христа, способны отдать свой кусок хлеба нищему, не взирая на упреки; способны соблюсти пост в среде неверующих людей.
Наше время борьбы исполнилось тогда, когда мы стали способны ходить во след Христа. Но не нужно думать о себе многое, представлять себя добрыми воинами. Нет, мы такие как есть, со всеми своими недостатками, но желающие исправить их, желающие принять даже наказание ради спасения. Как раз ради такого покаяния укрепляет и исцеляет Господь. Но прежде чем совершится исцеление, необходима тщательная работа над собой.
«Глас вопиющего в пустыне, - продолжает пророк Исаия, - приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу вашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть (спасение Божие); ибо уста Господни изрекли это».
Мало того, что мы должны найти свой спасительный путь – необходимо еще приготовить путь Господу. Две тысячи лет тому назад, на это делание вышел святой Пророк и Предтеча Господень Иоанн. Возвещая всем истину, вызывая людей на исповедание своих грехов и раскаяние в них, он приготовлял их сердца к грядущему Слову Божию. Только в чистое сердце может войти Господь. Только имеющий уши, может услышать, и разумеющий – уразуметь, а потому идти по спасительному пути можно только взывая к Господу о спасении. Тогда, где бы мы не находились, в каких бы обстоятельствах не были, с какими бы людьми не встречались, наш путь выпрямится и сделается гладким, а гордый на нем споткнется. Что недоставало нам – получим и примем благодатные дары Духа Святого в свой вычищенный сосуд. Что мешало нам – откажемся и займем для себя более скромное место. Тогда и явится слава Божия, и увидят люди сколь благ Господь к любящим Его!
«Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ – трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно».
Как невозможно скрыть сияющий свет и переменить тьму на свет и свет на тьму, так невозможно молчать верующему человеку о чудных делах Божиих! Тот, кто окреп уже в вере и способен говорить, тот не должен молчать, и видя беззакония. Не должен молчать, когда унижают другого; когда печаль поглащает ближнего, не давая ему улыбнуться и прославить Господа. Вы не знаете, что возвещать и как говорить? Но сказано: не беспокойтесь о том, Сам Господь положит вам то, что сказать, только искренне верьте в непреложность истин Его. Чем больше мы будем думать об исправлении своих недостатков, тем легче мы можем помочь другому. Почему? Потому что богомыслие возводит ум человека к совершенному во всем Закону Божьему. Если же мы говорим слова из Священного Писания, то они будут храниться в сердцах, как и сам Закон. Пройдет время – нас не станет, а слова, передаваемые из уст в уста, из книги в книгу – останутся в назидание последующему поколению.
«Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог наш! Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью».
Не нужно бояться говорить о том, что нас постигнет смерть. Нужно говорить о том, что предсказано нам Самим Богом: настанет конец времен, когда каждый получит по делам своим, когда на Страшном Суде восстанут тела и обнаружатся дела каждого. Тогда никакая сатанинская сила не сможет противостоять Богу. Бесы тоже боятся Страшного Суда, потому что кончится их малая власть на земле, а на небе им нет места. Вот почему они пытаются живущим ныне людям внушить мысль, что нет жизни за гробом, что лучше грешить сейчас, пока есть возможность что-то делать... Разве мы можем молчать, слушая это лукавство? Возгревайте в себе страх Божий, чуждый страха земного, но полный любви. Бойтесь совершить грех и кайтесь за совершенный грех!
«Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных».
Господь знает Своих и, как пастырь, охраняет нас от зверонравных людей, укрепляет, когда мы слабы, и приводит к тихому пристанищу Любви, т.е. тому душевному состоянию, когда благодатный мир души простирается во все концы земли. И чем чаще мы будем молиться друг о друге, о мире во всем мире, тем обильнее будет помощь от Господа. Тогда польется молоко, питающее младенцев в вере, тогда никто не скажет: «Бог жесток, потому что есть в мире селения, в которых не знают о вере»; «Чем виноваты дети пьяниц и убийц, воспитанных в жестокости и подражающих по неведению своим?» Такие высказывания далеки от истины, ибо нет человека, которого не посетил бы Бог. Даже к неверующему и инаковерующему Господь обращается непрестанно, предлагая, сделав выбор между добром и злом, поступать по правде. Один суд будет для тех, кто не знал о существовании Христа. Другой суд – для тех, кто отверг или предал Христа. А как часто мы своими делами вновь распинаем Христа, предаем Его своим нерадением, злобой, ложью, коварством, языческими обрядами? На все у нас свои оправдания, свои мнения, теории. Но разве можем мы знать весь Промысел Божий?
«Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?»
Велик и славен Бог, и разуму Его нет числа. Помолимся от чистого сердца, возвестим о Христе – и отголосок нашей веры раздастся на другом конце земли. Тайна молитвы заключается в ее невидимом действии, преображающем души. Иногда нам может казаться, что Бог не слышит нас, хотим навязать свою волю, не ведая к чему это может привести впоследствии. Бог не нуждается в советнике, потому что Он совершенен. Нет для Бога ничего невозможного, но слышит Он лишь те молитвы, которые направлены на пользу человеку. Для Бога же польза измеряется по самым ценным критериям – по тем, которые спасительны для души.
«Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот острова как порошинку поднимает Он. И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем – для всесожжения».
От каждого из нас Господь ждет той капли любви, которая переполнит чашу милосердия. В Ветхозаветные времена Бог принимал жертвы в виде тельцов и овнов, а в Новозаветные времена сказал: «Милости хочу, а не жертвы». В наш жестокий мир беззакония увеличились настолько, что уже не хватило бы места ни на Ливане, ни на какой другой горе, чтобы загладить жертвой грех. Да, и не нужны стали приношения животных, потому что Господь Сам принес Себя в жертву, искупив грехи всего мира. От нас теперь требуется только одно – соблюсти Заповеди любви: блаженны нищие духом, плачущии о грехах, кроткие в делах, алчущии и жаждущие правды, милостивые ко всем, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные правды ради, поносимые и гонимые Христа ради. Соблюдение этих заповедей и есть жертва правды, поскольку исполнение их требует усилия над собой, смирения и большого желания идти за Христом. Кто же не хочет браться за труд, тот ищет себе ложного бога, не взыскивающего за грех.
«Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него. Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо».
Да, прошли языческие времена, когда в жертву приносили людей, когда в огонь бросали младенцев, но не к этим ли обрядам возвращаемся мы, когда сжигаем куклу на Масленицу? Дети своими руками, с любовью делают куклу, чтобы потом бросить в огонь? А не приносим ли мы в жертву идолу человека, бросая в горе друга на произвол судьбы, выбирая «козла отпущенья», сваливая на него свою вину? Это, кстати, выражение церковное. Раньше в жертву приносилось животное, и священник отпускал грех народу. Но что происходит теперь? Мы хотим заклать не животное, а человека, говоря: «Пусть он понесет ответственность или даже сядет в тюрьму, а я останусь чист в глазах того-то и того-то». В том-то и проблема, что мы хотим выглядеть в глазах людей лучше, не желая признавать множество своих ошибок. Потому из-за чьей-то безолаберности летят под откос поезда, рушатся дома, а виновных нет.
«Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья».
Но, нет, и этого объяснения оказывается мало маловерному человеку. Он скажет: «Ну, и что! Он дал нам жилье – спасибо, а в доме я буду жить по своим законам. Я ведь не вижу Бога, как своих родителей или детей. Он не вмешивается в мою жизнь, а я не вмешиваюсь в Его». Такое низведение Бога до своего человеческого ранга есть хула на Бога. Но вот случится что с этим человеком, и он станет искать помощи у своих богов – нечистых духов. Они-то предлагают решить проблемы очень просто – вставь иголки в чужую дверь, подбрось монетки, или просто заплати колдуну – сам все сделает. Перекинул свою скорбь на другого – и живи счастливо.
Бывает и другое идолослужение, когда в жертву бесам приносится свое время. Эти люди, вычитав из гороскопа, что им полезнее делать в какой день недели, оказываются словно в цепях. Они не хотят делать покупки в определенные дни, несмотря на то, что могли бы приобрести хорошую вещь; не хотят надеть одежду другого цвета и выглядят в обществе как петухи или черные курицы, не заботясь о том, куда идут; моются, едят, сидят дома или гуляют по предписанию. Кто-то скажет: «У вас тоже есть посты в определенное время. А в воскресенье вы ходите в храм». Да, но истина познается с одной стороны по цели, а с другой – по результату. Кто и ради чего создал ваш закон? Астролог, издатель газеты ради своей наживы? Какие последствия соблюдения вашего закона? Попусту потраченное время, невыполнение своих обязанностей или опоздания на работу из-за того, что дорогу перебежал простой черный кот? Есть ли польза душе от астрологического прогноза? Стали ли вы лучше и добрее от него? Только Бог дает нам истинную свободу, когда соблюдая Его Закон, мы оказываясь в любых обстоятельствах, остаемся в мире с самими собой и с людьми.
«Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому».
Тот, кто думает, что приобрел в жизни все, что хотел, может вмиг потерять все. Тот, кто думает, что укоренился в своем родном месте, занял на работе самое выгодное положение в ущерб другому, может вмиг остаться без ничего. Несчастья постигают и злых, и добрых, но одни воспринимают их как несправедливость, а другие – как промысел Божий. Тот, кто привык хвалиться всем, получает удар по самолюбию и доходит до отчаяния, не желая даже жить в таком безвыгодном положении. Но как раз такое положение заставляет его смириться, подружиться с людьми, которых он раньше унижал. Тот, кто привык смиряться и не боится труда, быстро созидает новый дом, еще лучше прежнего, потому что совершает любое дело с надеждой, верой и любовью. Искушения, подстерегающие праведников, делают их еще более совершенными, потому что также учат быть более добродетельными.
«Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? - говорит Святый. Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает».
Господь имеет заботу о всех. Если мы можем общаться только с теми, кто нас окружает, то Бог, наполняющий все Духом Своим, знает мысли каждого. Во мгновение ока Он может послать воинство ангелов на помощь человеку, и может долготерпеливо ждать смиренных слов: «прости» и «помоги», - чтобы с пользой для души помочь человеку. Если же кто вернется к вере, как блудный сын, того примет в объятия и благословит.
В одном селении жили два друга. У одного умер брат. Тяжелая боль подорвала его здоровье настолько, что в один прекрасный день он воскликнул: «Вот я болен, а мой друг здоров и хочет уезжать в город. Это несправедливо!». Этого ропота было достаточно, чтобы привлечь на свою сторону бесов. Они подговорили этого человека дать другу мешок груш, как бы на помин брата, а сами вложили в его ум такую мысль: «Пусть у моего друга будет столько неприятностей, сколько гнилых груш попадется в мешке, если он по-прежнему хочет уехать в город!» Так он и поступил. Но бесы, внушившие эту мысль, обманули его: «Он хотел помянуть брата, так мы сами помянем того, кто коснется гнилых груш». Бесы спрятались в мешок и ждали своего череда. Но хранимый Богом друг, не подозревая злого умысла, отдал эти груши нуждающемуся бедняку, увидев, как тот голодает. Только бедняк дотронулся до сгнивших груш, как умер. Его душу Господь взял как мученика, а на совершившего грех послал наказание: три язвы он принял на свое тело и чуть не умер в нищете. Груши за это время не дали ни одного плода. Когда же, наконец, он понял свой грех, болезнь тотчас оставила его, а груши снова дали обильный урожай. Зависть никогда не доводит до добра. Добрый же человек всегда будет с Богом.
«Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: «путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего?» Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим».
Никто не забыт и ничто не сокрыто от Бога. Только Господь может знать путь, по которому повести человека, чтобы он приобрел спасительное смирение. Но для того чтобы пойти по этому пути, нужно просто доверять создавшему нас Творцу. Увы, смирение одними людьми презираемо, другими вожделенно, а третьи пользуются чужим смирением для своей выгоды. Мало кто сегодня имеет истинное смирение, и даже считая себя верующими, они не подозревают о том, что ужасно горды. Зато чужие грехи охотно замечают и, порой, приписывают другим людям свои недостатки. Чистого видят нечистым, а нечистого - чистым, потому что свою личную особу они принял за идеал и сравнивают всех с собой. Грех сделал зеркало души человека кривым. Кто бы не посмотрел на такого человека, ему становится неприятно общаться с ним, потому что видит, как в зеркале, свое искаженное лицо.
Как выпрямить зеркало своей души? Начать нужно с малого – никого не осуждать и ни на что не роптать. Если вы никого не осуждаете, то и к вам люди приступят со светлыми лицами. Не допуская ропота, смиритесь с волей Божией и не оправдывайте свои греховные поступки. Так и выйдете из Королевства кривых зеркал и, увидя грехи свои, станете плакать и молить Бога о спасении, сначала себя, а потом и всего мира. Не забывайте просить помощи и у Заступницы нашей, Пречистой Богородицы, да умолит Сына Своего, да поможет Он нам в делах наших.
«Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся».
Николаева И.В.


Комментариев нет:

Отправить комментарий